Версия для слабовидящих

Радиочастотный менеджмент (продолжение)

01.09.2009

Организация системы управления РЧС, телекоммуникациями и СМИ в странах Европы.

В последние годы европейские страны активно проводят мероприятия по реформированию системы управления радиочастотным спектром (РЧС). В ходе модернизации действующих органов управления формируется новая система менеджмента в сфере телекоммуникаций и СМИ, позволяющая более эффективно развивать электронные средства связи и облегчать диалог между представителями промышленности и регулирующими органами, компаниями - операторами услуг и рядовыми пользователями.

Франция

Федеральным законом Франции радиочастотный спектр определен как государственная собственность, которая не может быть продана или отчуждена. Система управления РЧС основана на использовании механизма параллельного функционирования государственных (ANFR) и негосударственных регуляторных органов (ARCEP и СSA) при решении задач:

  • повышения конкурентоспособности экономики Франции за счет всестороннего развития отрасли связи;
  • создания рынка спектра частот путем оптимизации механизма управления радиочастотным ресурсом;
  • выделения средств на создание единой системы управления частотами спектра;
  • упрощения взаимодействия между пользователями и операторами путем четкого определения ответственности сторон и организации прямых каналов связи между заявителями и поставщиками услуг;
  • координации размещения на территории страны различных типов станций радиосвязи, теле- и радиовещания;
  • организации контроля за использованием спектра в режиме одного окна для пользователей услуг спектра, которым мешают посторонние помехи.

Рис. 1. Организация управления спектром во Франции.

Государственный регуляторный орган Национальное радиочастотное агентство Франции (ANFR) отвечает за систему управления использованием спектра. Общая численность сотрудников - 350 человек. Административное управление ANFR возложено на генерального директора, который, являясь членом Административного Совета, занимается оперативным управлением.

Рис. 2. Cтруктура Национального радиочастотного агентства Франции (ANFR).

При Агентстве на постоянной основе функционируют пять Консультативных комиссий: по планированию радиочастот (CPF), по конференциям радиосвязи (CCR), по синтезу и перспективам радиосвязи(CSPR), по станциям и вспомогательному оборудованию (COMSIS), по оплачиваемым услугам почты и телекоммуникаций (CSSPPT).

Пользователи спектра (министры, технические советники, представители регуляторных органов по телекоммуникациям и другие) по всем процедурам лицензирования, разработкам, внедрению и изменению технических и эксплуатационных характеристик оборудования, по предоставляемым операторами услугам связи обращаются за консультациями в данные комиссии. Консультативные комиссии обладают правами:

  • разрешать спорные вопросы, возникающие с ANFR, негосударственными регуляторами - по телекоммуникациям (ARCEP), а по аудиовизуальным средствам и частотам вещания (CSA);
  • вырабатывать с членами постоянных комитетов обеих палат парламента (Национальная Ассамблея и Сенат) решения, которые относятся к юрисдикции телекоммуникаций и связи;
  • требовать от регуляторных органов вмешательства при решении спорных вопросов, по контролю за деятельностью операторов связи и их наказанию за неисполнение обязательств по предоставлению «коммунальных и универсальных услуг», возложенных на них, законодательными и регуляторными актами;
  • давать рекомендации по условиям и критериям лицензирования сетей, услуг связи и операторов;
  • вырабатывать законодательные поправки, если решение принято и тем самым способствовать развитию отрасли связи в целом;
  • давать правительству рекомендации, гарантирующие развитие справедливой конкуренции в телекоммуникационном секторе.

Комиссии отчитываются перед Парламентом о проделанной работе за каждый календарный год.

NFR занимается всесторонним управлением спектром:

  • распределением полос частот;
  • выдачей лицензий/разрешений на использование радиочастот;
  • присвоением радиочастот и/или частотных каналов и закреплением их за конкретными радиостанциями на определенных условиях;
  • обеспечением управления спектром и формированием предложений по оптимизации и гармонизации его использования;
  • управлением фондами высвобожденных частот спектра;
  • корректировкой Национальной таблицы распределения спектра, совместно с рядом министерств и ведомств, которые являются собственниками некоторых полос частот спектра и входят на правах полноправных членов в состав Административного Совета Национального радиочастотного агентства Франции;
  • координацией позиций страны при подготовке и отстаивании ее интересов в использовании спектра на международной арене. Агентство выступает в роли Администрации связи Франции и имеет право на международном уровне (СЕПТ, МСЭ-Р, ETSI и т. д.) обсуждать вопросы, касающиеся управления РЧС.

Деятельность ANFR финансируется государством. Также средства поступают от платежей населения за услуги, предоставляемые отраслью связи и операторами. Агентство взимает плату за использование частот спектра на условиях, изложенных в законе о финансах Франции.

Наряду с Агентством, во французской отрасли связи, электронных СМИ и телекоммуникаций также функционируют два негосударственных регуляторных органа: ARCEP и CSA.

Рис. 3. Негосударственный регуляторный орган в области телекоммуникаций Франции (ARCEP).

Справка: ARCEP (Autorit de regulation des communications electroniques et des postes) - негосударственный орган в области телекоммуникаций и почты. Регулирует сектор телекоммуникаций и связи, применяя все имеющиеся юридические, нормативно-правовые, экономические и технические возможности и повседневно решает практически те же задачи, что и ANFR. Общая численность сотрудников - до 425 человек. Руководство органа представлено Исполнительным Советом в составе Председателя и шести членов; утверждается указом президента Французской Республики. ARCEP объективно, открыто и непредвзято занимается регулированием спектра, проводит выделение частот операторам, другим пользователям спектра и проверяет эффективность их использования. В случае дефицита частот ARCEP, после общественных консультаций, может предложить министру экономики, финансов и занятости условия их перераспределения. Бюджет ARCEP формируется как из государственных фондов, утвержденных парламентом, так и из доходов, поступающих от оплаты населением услуг. Лицензионные взносы также перечисляются в бюджет. ARCEP, наравне с ANFR, участвует в деятельности всех международных организаций электросвязи, которые занимаются вопросами телекоммуникаций, связи и управления радиочастотным спектром, рассматривает источники возникновения помех, а также решает вопросы гармонизации и координации спектра, выступая в роли члена Администрации связи Франции.

Справка: CSA (Conseil sup rieur de I'audiovisuel) - негосударственный регуляторный орган радиовещания Высшего совета по аудиовизуальным средствам и частотам вещания. Управляет частотами радиовещания, выдает компаниям лицензии и частоты на радиовещание в FM-диапазоне и телевизионное вещание. Управляет частными независимыми радиоэлектронными сетями и радиолюбителями, выдает лицензии и позывные сигналы морской службе, выставляя за это счета, а также занимается лицензированием сетей радиосвязи. Является регуляторным органом для наземного и спутникового радиовещания, для кабельного радио- и телевещания. Кроме того, он является регуляторным органом для контента программ вещания.

Италия

В настоящее время в Италии право распоряжаться радиочастотным спектром предоставлено министерству связи Италии, которое после преобразования было трансформировано в самоуправляющийся, общественный, экономический орган в области телекоммуникаций и почты, регулирующий сектор телекоммуникаций и связи. Задачи электросвязи и телефонных услуг от государственного управления были переданы в ведомство холдинговых компаний (Italian Telecom), а с управления спектром были сняты многочисленные ограничения. Министерство связи Италии стало выполнять и приводить в жизнь следующие функциональные обязанности:

  • проверка почтовой, финансовой продукции и услуг электросвязи;
  • осуществление политики координации, наблюдения и контроля в области связи при исполнении функций регулятора;
  • представление интересов правительства на государственных и международных собраниях (в качестве Администрации связи Италии);
  • предоставление и утверждение типовых образцов оборудования электросвязи;
  • выдача лицензий, санкций и разрешений на технологии и оборудование;
  • определение технических правил, допускающих извлечение выгоды пользователя и высокий уровень качества услуг;
  • создание и реализация национального плана распределения радиочастот и обеспечение его исполнения.

Рис. 4. Управление радиочастотным спектром, телекоммуникациями, телерадиовещанием и СМИ в Италии.

Бурное развитие электронных СМИ, услуг связи и телекоммуникационных технологий напрямую зависят от спектрального ресурса. Национальные границы растворяются в условиях расширяющихся беспроводных услуг связи. Операторы связи и производители оборудования уже действуют в мировом масштабе, эфирные и кабельные теле- и радиовещательные компании, традиционно предлагающие широкий спектр услуг, уже перекрывают друг друга, а доступ к ограниченному спектральному ресурсу остается сложным. В таких условиях повышается значение организации системы управления РЧС во всех странах мира и особенно в Европе. Европейская комиссия, осознав это, предложила гибкий системный подход в вопросах управления РЧС, который базируется на «поощрении инноваций, коммерческой реализуемости, активизации конкурентоспособности, гармонизации и технологическом нейтралитете». Это позволит администрациям связи обеспечить дополнительную гибкость управления спектральным ресурсом, иметь большую свободу в выборе перспективных технологий и новых услуг связи.

Справка: AGCOM (Управление по гарантиям в сфере телекоммуникаций) - регулирующий орган в Италии, отвечает за телекоммуникации, радиовещание, телевидение, СМИ, а также надзор. Премьер-министр назначает президента AGCOM, парламент назначает членов всех комиссий. Министерство коммуникаций выдает лицензии в соответствии с положениями, принятыми AGCOM.
Основные вопросы Дирекции сетей и служб электронных коммуникаций: доступ к сетям и взаимоприсоединение сетей; оптовые и розничные услу-гителефонии и широкополосного доступа; ресурс нумерации; управление спектром.
Основные вопросы Дирекции аудиовизуального контента и медиаплатформы: регулирование лицензирования контента и доступа к мультимедийным платформам; защита плюрализма информации и конкуренции в секторе СМИ; защита прав интеллектуальной собственности; рекламное регулирование; общественное телерадиовещание.

Журнал «Радиочастотный спектр» № 4 Сентябрь 2009 года