Версия для слабовидящих

Обзор основных событий по регулированию использования радиочастотного спектра в Великобритании и США

Развитие современных телекоммуникаций требует от регуляторов использования радиочастотного спектра (РЧС) пересмотра принципов управления, соответствующих современным условиям.

Свою стратегию управления РЧС (Spectrum Framework Review) регулятор Великобритании Ofcom опубликовал в виде обзора еще в 2004 году. В нем говорится, что в политике спектра рыночные силы должны играть важную роль и должны иметь преобладающее значение, если это в интересах граждан и потребителей. По убеждению регулятора частные компании располагают объективной информацией о собственных затратах и предпочтениях и имеют мощный стимул реагировать на рыночные сигналы и оптимально использовать ресурсы. С тех пор Ofcom старался неукоснительно придерживаться этой стратегии.

Прошло более восьми лет, ситуация на рынке изменилась. Об этом свидетельствует опыт лицензирования и проведения аукционов РЧС для диапазонов, пригодных для развертывания сетей LTE, во Франции и подготовка к аукционам в Великобритании. Поэтому на прошедшей недавно конференции регулятора Ofcom его руководитель Эд Ричардс заявил, что управление использованием спектра в наши дни должно сочетать либерализацию и «стратегическое взаимодействие». Это можно трактовать как «старый добрый командно-административный метод». Эд Ричардс также добавил, что от менеджера спектра требуется прагматизм, международная координация и тщательное планирование на многие годы и даже десятилетия. Органы регулирования спектра должны действовать осторожно и взвешенно, оценивая возможные последствия решений. Опасность представляет олигополия рынка спектра, когда компания, получив значительную долю спектра, не использует его. Пример: использование полосы спектра 2х45 МГц (или 79% от всего спектра, распределенного для мобильной связи в диапазоне 1800 МГц) компанией Everything Everywhere. Ofcom вынужден теперь искать мотивы, побуждающие Everything Everywhere реализовать спектр своим конкурентам.

Один из авторов стратегии управления РЧС Великобритании, Уильям Уэбб, считает, что в результате консолидации со временем в Великобритании может остаться только один оператор мобильной связи. Это потребует совсем других, более жестких, мер регулирования.

Классическим примером столкновения политических и рыночных интересов может служить обременение лицензий условиями обеспечения покрытия территорий. Такие обременения накладываются при проведении аукционов в большинстве стран Европы. Но каким образом должны переходить обязательства покрытия при передаче лицензии в аренду, изменении технологии при рефарминге или вида оказываемых услуг? Происходит конфликт социальных и рыночных целей. Рыночная стоимость спектра при этом падает. Как вариант, можно реализовать лицензии без ограничений, а затем провести отдельный конкурс с обязательствами покрытия территории.

Кроме того, подготовка к летним Олимпийским Играм 2012-го года также требует от регулятора РЧС Великобритании новых подходов к распределению спектра. Ofcom уже опубликовал информацию о планах по обеспечению дополнительного спектра на период проведения Игр. Общая цель Ofcom заключается в создании системы эффективного выделения спектра, позволяющей свести к минимуму государственное регуляторное вмешательство для управления спектром во время проведения Игр.

Так, например, диапазоны 800 МГц и 2,6ГГц, выставляемые на аукционы, будут использоваться во время Игр для беспроводных микрофонов и камер, соответственно. Будут временно использоваться для беспроводных камер полосы спектра Министерства обороны, гражданской авиации, морской и береговой охраны 2,7 – 3,1 ГГц и 3,4 – 3,6 ГГц. Полосы радиочастот 2,7 – 3,1 ГГц и 3,4 – 3,6 ГГц, распределенные для подвижной спутниковой службы, будут также при необходимости использоваться для беспроводных камер. Будет развернута сеть датчиков радиоконтроля для инструментального мониторинга РЧС, оперативного выявления и устранения помех.

Увеличение спроса на спектр Ofcom уже проверил в ходе тестовых соревнований в 2011-2012-х годах. Это произошло на таких мероприятиях высокого уровня, как королевская свадьба принца Уильяма и Кэтрин Миддлтон в Вестминстерском аббатстве, Гонки Формула-1 Гран-при в Сильверстоуне и Золотая парусная регата в Уэймуте.

Все это требует переосмысления, но не отказа от рыночных принципов и проведения аукционов вообще. Возможно, чтобы лучше управлять спектром, потребуется немного больше вмешательства правительства или регулятора.

С необходимостью более активного влияния на процедуру распределения спектра сталкивается в последнее время и регулятор использования РЧС США – Федеральная комиссия по связи (FCC). Национальный широкополосный план США предписывает FCC и Национальному управлению по телекоммуникациям и информационным технологиям (NTIA) обеспечить перераспределение 500 МГц радиочастотного спектра правительственного и неправительственного пользования для применения широкополосных технологий. Соответствующий законопроект о проведении аукционов был подготовлен в 2011 году и представлен в Конгресс США, но дальнейшее его прохождение было замедлено в результате обсуждения в комиссиях Сената. В ходе его обсуждения Подкомиссия по распределению спектра Комитета по исследованию регулирования торговли спектром (CSMAC) еще 10 ноября 2011 года сделала заключение, что такое перераспределение спектра в настоящее время затруднительно и требует новых подходов. Сложность заключается в том, что законопроект затрагивает большой перечень полос частот, которые могут быть реализованы на аукционах. В их число входят и частоты, которые используются местными телевещательными компаниями. Для этих частот предлагается провести так называемые поощрительные аукционы, которые предусматривают добровольный отказ вещателей от частот в обмен на часть выручки от будущих аукционов. Существенная часть частот будет выделена для нелицензируемого применения технологий широкополосного доступа.

В основе спорных положений законопроекта – полномочия FCC по разработке условий аукционов, возвратных и распределяющих спектр. Принятию законопроекта препятствует влиятельное лобби в Палате представителей США, защищающее интересы Национальной ассоциации вещателей (NAB), а также некоторых телекоммуникационных компаний. Так, например, старший вице-президент компании AT & T, Роберт Куинн, выразил обеспокоенность, что планируемые ограничения по владению спектром не позволят участвовать в аукционе компании AT & T и усложнят позиции компании Verizon Wireless.

На прошедшей в январе 2012 года выставке CES-2012 председатель FCC Джулиус Генэчовски заявил, что он отстаивает в Конгрессе позицию о сохранении полномочий FCC при отработке порядка и правил проведения аукционов по реализации высвобождаемых от телерадиовещания полос частот. Аукционы могли бы выручить порядка 25 млрд. долл. США. Это мнение подтверждает и бывший председатель FCC Рид Хундт, призывающий Сенат к урегулированию ситуации, подтверждению полномочий FCC и недопущению принятия антиконкурентного закона.

17 февраля 2012 года законопроект был одобрен в обеих палатах Конгресса и в ближайшее время должен быть ратифицирован президентом США. По предварительным данным, широкие полномочия регулятора FCC будут подтверждены.

Решения FCC оказались в последнее время в центре внимания в связи с конфликтом, возникшим из-за использования компанией LightSquared радиочастот в полосе 1526 – 1559 МГц для развертывания сетей LTE. Данная полоса была выделена оператору на вторичной основе при условии отсутствия помех для системы глобальной спутниковой навигации GPS.

Верхняя граница этой полосы близка к диапазону L1 (1563,42 – 1587,42 МГц) системы GPS. Опытная эксплуатация сети показала, что у 75% приемников GPS наблюдалось подавление сигнала более, чем на 1 дБ в радиусе 100 м от базовой станции LTE. В 2011 году в письменном обращении к регулятору FCC компания LightSquared пыталась обязать производителей микросхем GPS доработать приемники, добавив дополнительные фильтры. Основанием указывалось несоблюдение требований стандарта Министерства обороны США (DoD) в необходимости предоставления GPS защитной полосы 4 МГц, а не 34 МГц, как того требуют выпускаемые приемники. Но в январе 2012 года NTIA сообщило в своих рекомендациях, что практического способа уменьшения помех GPS со стороны сетей широкополосного доступа LightSquared не существует.

Вслед за этим и FCC публично объявила, что не будет снимать ограничительное условие в лицензии, выданной LightSquared: вводить сеть LTE в коммерческую эксплуатацию будет запрещено в случае помех с ее стороны для систем GPS. Необходимо отметить, что компания LightSquared уже инвестировала в строительство сетей LTE 4 млрд. долл. США, заключила контракт на 9 млрд. долл. США с компанией Sprint Nextel на присоединение и пропуск трафика, а также контракт на закупку оборудования Nokia Siemens Networks на 7 млрд. долл. США. 20 февраля 2012 года компания LightSquared не оплатила 56 млн 250 тыс. долл. США компании-оператору спутниковой связи Inmarsat, что свидетельствует о том, что финансовое положение компании после принятия решения FCC значительно ухудшилось.

Таким образом, как в Великобритании, так и в США наблюдается активная деятельность в области регулирования использования РЧС. К общим тенденциям этой деятельности можно отнести:

- пересмотр принципов управления использования РЧС в современных условиях, с усилением роли административных элементов;

- увеличение давления на законодательную власть со стороны групп, лоббирующих интересы крупных операторов связи;

- рост полномочий национальных регуляторов в разработке мероприятий по регулированию использования спектра.

  

Использованные источники: FCC, Ofcom, European Communication, Cellular-news, Total Telecom, Fierce Wireless, Telecoms.com, Mobile Europe, Policy Tracker, январь – февраль 2012.