Версия для слабовидящих

Последние тенденции в регулировании использования радиочастотного спектра в США и странах ЕC

Активная деятельность в области регулирования использования радиочастотного спектра (РЧС) в США и странах Евросоюза, вызванная интенсивным развитием перспективных радиотехнологий, обусловливает постоянное появление новых тенденций и мнений, заслуживающих внимания.

Национальный широкополосный план США предписывает Федеральной комиссии по связи (FCC) и Национальной Администрации по телекоммуникациям и информации (NTIA) обеспечить доступность 500 МГц радиочастотного спектра федерального и не федерального пользования для применения широкополосных технологий.

Подкомиссия по распределению спектра Комитета по исследованию регулирования торговли спектром (CSMAC), входящего в состав NTIA, 10 ноября 2011 года сделала заключение, что перераспределение спектра между федеральными и не федеральными пользователями в настоящее время затруднительно и требует новых подходов. Причем переход к сотовой архитектуре широкополосной связи требует, чтобы регуляторы обеспечили защиту новым пользователям спектра.

Поэтому спектр, необходимый для обеспечения мобильных широкополосных услуг, например в диапазоне 1755-1850 МГц, по мнению подкомиссии, вообще должен быть освобожден от федерального использования. В связи с этим требуется ответить на два вопроса:

  • Как сформулировать правила распределения, чтобы можно было продолжать оказывать основные услуги и развивать их?
  • Какие виды технологий, оборудования и микросхем может реализовать промышленность при выполнении плана по высвобождению и использованию 500 МГц?

Операторы, предоставляющие услуги беспроводного широкополосного доступа полагают, что главной задачей NTIA должна быть полная очистка федерального спектра для коммерческого использования, это делает спектр более ценным. В полосах радиочастот, где спектр не может быть очищен, необходимо провести анализ и выяснить, какое влияние федеральные системы могут оказать на коммерческое использование РЧС в будущем и какие защитные мероприятия необходимы для существующих пользователей.

Решения не должны основываться на традиционных подходах в управлении использованием спектра, основанных на строгой иерархии пользователей и требующих защиты существующих операторов. РЧС мог бы распределяться и использоваться более эффективно, если бы затронутые стороны договорились об обмене информацией и совместных действиях и развивали  механизмы динамического распределения спектра. Обобщающий анализ, который будет далее выполняться, должен содержать конкретную информацию о системе существующего и будущего использования спектра. Представители CSMAC предложили создать объединенный правительственно-промышленный технический комитет для рассмотрения конкретных ситуаций.

Эксперт в области планирования использования РЧС Йочай Бенклер, профессор Гарвардского университета и содиректор Центра Беркмана «Интернет и Общество» подготовил для обсуждения проект отчета. Бенклер рассмотрел восемь технологий и применений широкополосного доступа: мобильный широкополосный доступ, системы телемедицины, сети ближнего радиуса действия Wi-Fi, а также сети управления запасами, контроля доступа, мобильных платежей и управления запасами и другие приложения. На основании анализа рынка этих технологий и приложений он делает вывод о важности политики открытого беспроводного доступа по сравнению с подходом с обязательным лицензированием.

Открытые беспроводные технологии, широко применяемые в США, соответствуют инновационной модели Интернета. Лицензирование спектра, напротив, повторяет устаревшую модель системы телефонной связи.

В качестве пояснения приводятся данные о том, что около ¾ сетей Wi-Fi в США - открытые, и они обеспечивают от 40 до 90 % трафика мобильной передачи данных. Свидетельство этому – разгрузка сетей 3/4G c помощью сетей Wi-Fi. Исследования, проведенные компанией ComScore, показывают, что в октябре 2011 года просмотр страниц в сети Интернет в США в 47% случаев с использованием iPhone и в 91 % - с использованием iPad осуществлялся через сети Wi-Fi. Сети широкополосного доступа широко используются в СЩА для автоматизированного считывания данных со счетчиков в интеллектуальных сетях, это – крупнейшая область применения систем обмена данными типа «машина-машина» (M2M). Только в области контроля и управления парком автомобилей доминируют системы, использующие лицензируемый РЧС.

В связи с этим, для реализации открытых технологий передачи данных большое значение имеет непрерывное распределение полосы радиочастот 26 МГц в диапазоне 901-928 МГц.

Следуя стратегии разгрузки новых сетей LTE, калифорнийская компания Ruckus Wireless заключила в июле 2011 года контракт с компанией KDDI, вторым по величине оператором мобильной связи Японии, на развертывание 100 тыс. точек доступа к марту 2012 года. Архитектура сети такова, что точки доступа Wi-Fi, монтируемые на столбах освещения, являются составной частью комбинированных сетей LTE и Wi-Fi с поддержкой бесшовного роуминга. Пользователь такой сети сможет, используя SIM-карту своего телефона для аутентификации, свободно перемещаться между сотовыми и Wi-Fi- сетями.

По данным Альянса широкополосного беспроводного доступа (WBA) количество точек доступа Wi-Fi во всем мире возрастет от 1,3 млн в 2011 году до 5,8 млн к 2015 году. Этому будет способствовать завершение разработки и внедрение новых стандартов широкополосного беспроводного доступа, таких как IEEE 802.11u, 802.11aс, 802.11ai и 802.11ad, предусматривающих развертывание точек доступа нового поколения (NGH).

С одной стороны, реализация на аукционах РЧС, высвобожденного в США в качестве цифрового дивиденда, помимо быстрого получения разовых доходов в бюджет создает налоговую базу для сбора средств для дотирования, в последующем, сельского хозяйства. Именно этой стратегии следует серия законопроектов, внесенных в 2011 году в Конгресс США и можно ожидать, что это будет общая тенденция и для других диапазонов.

В то же время реализация всех высвобождаемых частот с аукциона для внедрения технологий LTE может задержать развитие других беспроводных технологий и промышленности. Именно гибкость и масштабируемость открытых беспроводных сетей позволяет успешно дополнять системы сотовой связи, традиционно использующие лицензируемые полосы РЧС.

В Европе, в отличие от США, открытые сети широкополосного беспроводного доступа используются мало и, в основном, в лицензируемых диапазонах. Так, например, для их применения в диапазонах ниже 1 ГГц выделена полоса радиочастот 3 МГц в диапазоне 868 МГц, она разделена на два участка по 1,5 МГц с каналами, сильно ограниченными по мощности. Также сильно ограничены по мощности и условия применения технологии Wi-Fi в диапазоне 2,4 ГГц, что серьезным образом ограничивает распространение беспроводных сетей.

В конце октября 2011 года представители комитета Европарламента по промышленности, науке и энергетике (ITRE) и Совета министров ЕС заявили, что Программа политики радиочастотного спектра (RSPP) одобрена и направлена на утверждение Европейского парламента и национальных законодательных органов.

Непосредственно ее разработкой занималась Группа по разработке политики в области спектра при Еврокомиссии (Radio Spectrum Policy Group, RSPG). 16 ноября 2011 года в Брюсселе (Бельгия) состоялось заключительное в этом году, 26-е пленарное собрание RSPG, где одним из вопросов рассматривалось обсуждение RSPP.

Согласно RSPP, высвобождаемые полосы радиочастот цифрового дивиденда 800 МГц должны быть распределены для оказания услуг беспроводного широкополосного доступа к 1 января 2013 года. Кроме того, к 2015 году должно быть выделено не менее 1200 МГц для обеспечения внедрения мобильных технологий. До июля 2013 года должна быть разработана и проанализирована общая база данных по использованию РЧС в странах Евросоюза в диапазоне от 400 МГц до 6 ГГц. Обсуждение и голосование по программе RSPP в Европарламенте ожидается в 1 квартале 2012 года. Большое значение в разработке и признании RSPP принадлежит председательствующему в настоящее время в ЕС министру Польши Магдалене Гай и Еврокомиссару по вопросам развития цифровых технологий Нели Крус.

По заявлению ведущего депутата Европарламента Гуннара Хокмарка, следующим после принятия RSPP должно стать развитие общеевропейского подхода и разработка условий проведения аукционов на предоставление общеевропейских лицензий на оказание услуг связи.

Но существует мнение Европейского вещательного союза (EBU) о том, что распределение радиочастот цифрового дивиденда только для нужд беспроводного широкополосного доступа не оставляет потенциала для развития будущих инновационных вещательных технологий (HDTV, 3DTV и т.п.).

По мнению международной аудиторской компании KPMG планируемые в период с 2011 по 2015 год в странах Европы аукционы могут принести в бюджет этих стран свыше 20 млрд. евро. Ранее компания KMPG приводила следующие данные по средней удельной стоимости 1 МГц на душу населения: Западная Европа - 0,87 евро, США - 0,90 евро,  Азиатско - Тихоокеанский регион - 0,34евро, Центральная и Восточная Европа - 0,22 евро, Латинская Америка - 0,12 евро, Африка и Ближний Восток - свыше 1,22 евро.

Поэтому в европейских странах перспективные способы управления РЧС связаны, прежде всего, с планированием и проведением аукционов. Определенную сложность при этом составляет необходимость соблюдения баланса интересов правительств стран и операторов, а именно - обеспечение доступности цены РЧС на аукционах. Это осложняется тем, что по данным KMPG в перспективных аукционах для стимулирования экономики Европейских стран могут принять участие и финансовые фонды. 

 Таким образом, и в США и в странах Евросоюза наблюдается активная деятельность в области регулирования использования РЧС. К общим тенденциям этой деятельности можно отнести:

  • пересмотр национальных таблиц распределения частот для выявления полос и участков РЧС, пригодных для внедрения перспективных радиотехнологий;
  • участие при выработке стратегии управления использованием РЧС мнения экспертных групп и заинтересованных пользователей;
  • поиск путей рационального и взвешенного распределения высвобождаемого РЧС для применения различных технологий, которые в ряде случаев при оказании услуг дополняют друг друга;
  • реализация наиболее востребованных полос РЧС на аукционах.

Использованные источники:
FCC, RSPG, European Communication, Cellular-news, Total Telecom, Fierce Wireless, Telecoms.com, Mobile Europe, Policy Tracker, ноябрь – декабрь 2011.