Версия для слабовидящих

О регулировании использования радиочастотного спектра в Канаде

Анализ мирового опыта управления использованием радиочастотного спектра (РЧС) позволяет констатировать, что правительство Канады в данном вопросе использует механизм только государственных регуляторов. Канадская либеральная модель развития экономики указывает на желание государства выйти из всех видов хозяйственной деятельности, сохранив за собой только регуляторные функции. Либеральные принципы построения отношений между властью и бизнесом сочетаются с социальным характером развития канадского общества, включая бесплатное  медицинское обслуживание населения и предоставление лекарств, широкая сеть социального страхования, пенсионное обеспечение, выплата пособий семьям, страхование на случай безработицы и обеспечение малоимущих.

Органы государственного регулирования

В Канаде организация управления использованием РЧС на национальном и международном уровнях возложена на следующие органы государственного регулирования:

  • Комиссию по телевидению, радиовещанию и телекоммуникациям (the Canadian Radio television and Telecommunications Commission - CRTC);
  • Национальный исследовательский Совет (National Research Council - NRC);
  • Министерство промышленности Канады (Minister of Industry).
Рассмотрим перечисленные органы государственного регулирования РЧС Канады.

Комиссия по телевидению, радиовещанию и телекоммуникациям

В соответствии с положениями Закон а об электросвязи и Закона о радиовещании , нормы в области электросвязи, телевидения и радиовещания являются прерогативой Комиссии по телевидению, радиовещанию и телекоммуникациям Канады (КТРТК), которая является независимым государственным регуляторным органом. Свои полномочия Комиссия использует для достижения политических целей и реализации политических директив, а также для обоснованного обеспечения и приемлемости предлагаемых правительством тарифов.

Национальный Исследовательский Совет

Национальный Исследовательский Совет ( НИС) является правительственным органом канадского премьер-министра, работающим с 1916 года в сфере организации научных исследований, разработок и инновационных технологий в интересах промышленности Канады. НИС, проводя исследования и инновационные разработки, работает на экономику Канады, тесно сотрудничая с промышленностью, правительством и кафедрами университетов, расширяя знания в области разработок новых материалов и технологий, защиты граждан и окружающей среды страны, помогая канадским компаниям в достижении успешного бизнеса.

НИС всесторонне поддерживает проводимую в Канаде информационную революцию путем разработки информационных технологий систем связи и оборудования, поиска новых направлений их использования и поддержания инноваций, которые приносят пользу канадскому обществу. Особое отношение НИС проявляет к информационным и коммуникационным технологиям, которые развиваются с удивительной скоростью.

Организационно ответственность за каждое проведенное исследование несет вице-президент Совета, отвечающий за один или несколько секторов. Генеральные директоры составляют ядро руководящего комитета Совета, который осуществляет регулирование методом выработки особого вида документов, в канадской терминологии – стратегий, проектов, программ. Кандидатуры претендентов на должности членов Совета выдвигаются по рекомендациям кабинета министров и утверждаются Генерал-губернатором Канады.
В каждом секторе Министерства промышленности Канады (МПК) назначается координатор, который от имени Совета выступает в организациях в роли посредника, налаживает сотрудничество и претворяет в жизнь разработанные стратегии, проекты и программы.
НИС целенаправленно концентрирует и направляет свои усилия на ключевые секторы МПК: аэрокосмический, информационных и коммуникационных технологий, сельскохозяйственный, автомобильный, строительный, производства и материалов, медицинских приборов и биотехнологического производства медицинских препаратов. Все перечисленные секторы экономики развиваются на основе трех ключевых критериев - инновации, НИОКР-ы и наукоёмкость.
НИС-это строгая научная структура, работающая в интересах страны и достигающая решений национальных проблем в области информационных, коммуникационных технологий, аэрокосмической, стандартов измерений, молекулярной науки и способствующая становлению Канады мировым лидером в области инновационных и наукоёмких технологий. Сотни стратегий, программ и проектов  НИОКР по всей стране от акустики до беспроводных сенсорных сетей объединены, скоординированы и обеспечивают выполнение решений, которые реализуются в научно-исследовательских институтах Канады. 
Главными приоритетами НИС являются оперативное реагирование на долгосрочные цели с оценкой эффективности всех секторов МПК. Для решения этих целей вырабатываются технологические принципы и определяются критерии важности объединения промышленного потенциала со спектром возможностей НИС. Многочисленные институты, замкнутые на НИС, помогают промышленности овладевать накопленными знаниями, опытом и тем самым обеспечивают всестороннюю поддержку бизнеса в рамках промышленных исследований, подготовленных НИС (NRC- IRAP).
Технологические принципы научных исследований в области прикладных наук соответствуют потребностям промышленности, выявляют связи с внедренными инновациями и с их поддержкой и укрепляют инновационное развитие секторов промышленности в целом. Отчеты о ходе реализации стратегий и проявленных инициативах публикуются по мере их утверждения на сайте НИС.
В результате многоплановой деятельности НИС в последнее десятилетие значительно возросла роль конкурентной разведки (competitive intelligence) Канады. Этот вид деятельности создает и обеспечивает мощный информационныйпотокдля Института научной и технической информации Национального исследовательского Совета Канады (NRC-CISTI, the National Research Council Canada Institute for Scientific and Technical Information), а фундаментальная библиотека Института является крупнейшей в мире в любой из областей науки, техники, инженерии и медицины. Стратегические инициативы, расширяющие доступ к цифровой научной и технической информации, необходимы для внедрения инноваций Канады. Эта библиотека CISTI расположена в Оттаве и открыта для пользователей. Она является одной из самых больших в Северной Америке, ежедневно прибавляя более 500 новых единиц поступлений. 

Министерство промышленности Канады

Министерство промышленности Канады своей повседневной деятельностью претворяет политику и нормативно-правовую базу промышленного сектора «электросвязь и телекоммуникации», выполняя функции и задачи государственного регулятора. Это единственный орган исполнительной власти, ответственный за обновление законодательной и нормативно-правовой базы. Реализация стратегических целей, поставленных кабинетом министров перед МПК, направлена на решение следующих задач по:
– присоединению к функциональной совместимости сетевых средств;
– выработке мер в поддержку радиослужб, обеспечивающих научный и культурный контент Канады;
– переходу к справедливой конкуренции в области обеспечения любых услуг электросвязи, телевидения и радиовещания.

МПК отвечает за инвестиции и инновации, развитие справедливого, эффективного и конкурентоспособного рынка, экономическое развитие регионов, а также за проведение исследований и научных разработок в области «электросвязь и телекоммуникации».

В наши дни МПК участвует в реализации государственного проекта «Современные контрольные инициативы со стороны правительства Канады, направленные на модернизацию существующей практики управления». Конкретная и четкая формулировка основных целей (направлений) деятельности МПК обеспечивает ему целенаправленное развитие и определяет границы в политике, проводимой канадским правительством в отраслях промышленности.

МПК курирует пять стратегических целей в деятельности этого сектора промышленности – развитие инновационной политики, обеспечение государственной поддержки развития современных систем и средств связи, создание условий здоровой рыночной конкуренции, развитие инвестиционной деятельности и сфер торговли. Факт выделения правительством Канады этих стратегических целей указывает, что приоритетным является развитие телекоммуникаций и информационно-коммуникационной инфраструктуры.
МПК было создано в 1993 году. Численность сотрудников министерства в разные годы колебалась в пределах 6100 – 5700 человек. По состоянию на март 2012 года в руководящий состав МПК входят:

Министр промышленности

Получив от кабинета министров Канады права и властные полномочия, Министр промышленности (МП) руководит подчиненными ему организациями и учреждениями. Благодаря портфелю промышленных заказов и настойчивому продвижению политики административной юрисдикции и регулирования МП осуществляет управление в области корпоративных ценных бумаг и потребительских услуг, в сферах электронной коммерции и торговли. Он взаимодействует с корпорациями при слиянии бизнеса и развитии монополий; при несостоятельности и банкротстве; управляет инвестициями, конкурентоспособностью, интеллектуальной собственностью и системами телекоммуникаций. Также МП занимается развитием малого и среднего бизнеса, тем самым способствуя экономическому развитию регионов на территории Канады. МП отвечает за:
- выполнение стратегических поручений кабинета министров в промышленной сфере;
- создание конкурентоспособной и эффективной продукции, основанной на знаниях экономики;
- функции регулирования и создание рабочих мест;
- контроль роста доходов сотрудников;
- содействие в устойчивом развитии интернет-экономики в промышленных отраслях.
В текущем 2012 году МП работает над выполнением цифровой стратегии экономики , вовлекая секторы промышленности, организации, ведущие агентства и структуры частного бизнеса в процесс динамичного развития и тем самым:
  • предоставляя большому количеству бизнесменов помощь и повышая их готовность к реализации экспортных поставок;
  • добиваясь упрощения доступа к информации о торговле и о зарубежных рынках;
  • обеспечивая упрощенный доступ к проектам, программам, консультациям и услугам юридической информации;
  • добиваясь совместного участия государственного и частного бизнеса в заинтересованных отраслях министерства и в торговых миссиях в странах мира;
  • лично обеспечивая рост количества оплачиваемых рабочих мест;
  • обеспечивая здоровую конкуренцию в бизнесе на основе совершенствования производительности труда и грамотной инновационной политики;
  • поддерживает уверенность руководства предприятий, инвесторов и потребителей в эффективном и конкурентоспособном рынке продукции;
  • обеспечивая устойчивое экономическое, экологическое и социальное развитие Канады.

Как член правительства министр обладает исключительным правом и компетенцией управления радиочастотным спектром, осуществляемым через федеральный Департамент правительства в лице МПК. За принятые решения МП отчитывается перед премьером на заседаниях правительства Канады. Решения о распределениях национального радиочастотного спектра Канады в большинстве случаев согласовываются с Администрацией связи США.

Законодательство и нормативно-правовая база

Деятельность Министерства промышленности Канады в области связи и
телекоммуникаций опирается три закона:
–          Закон об электросвязи 1998 года, который определяет планирование целей упорядоченного развития систем электросвязи, обеспечивает надежные и доступные в ценовом отношении услуги связи по всей территории Канады, как для городских, так и сельских районов. Закон закрепляет право собственности Канады в отношении инфраструктуры, в том числе, и на распределение спектра, содействуя использованию канадских передающих средств. Решает задачи по обеспечению роста эффективности и конкурентоспособности промышленности Канады при широком использовании рыночных механизмов бизнес-структурами и, при необходимости, применении эффективных и действенных правовых норм. Закон способствует защите частной жизни граждан. На его базе проводятся исследования, поддерживается инновационное развитие. Обязательства, принятые Канадой при вхождении в ВТО, включены поправками в указанный закон об электросвязи.
–          Закон о радиосвязи 1996 года, который обеспечивает планомерное внедрение и модернизацию радиостанций, их эффективное функционирование и развитие средств радиосвязи в целом. Обеспечивает планирование распределения и использование частот спектра. Закон закрепляет введение технических требований и стандартов в отношении радиоаппаратуры, оборудования создающего помехи и радиочувствительного оборудования, страдающего от помех. Закон предоставляет министру право выпускать приказы о прекращении или изменении режима эксплуатации такого оборудования, чтобы в процессе эксплуатации оно не создавало вредные помехи и не подвергалось воздействию вредных помех.
–          Закон о радиовещании 1996 года определяет права собственников на владение контентом в области телевидения и радиовещания. В Законе определены полномочия и задачи Комиссии по телевидению, радиовещанию и телекоммуникациям Канады как главного государственного регулятора в области телевидения и радиовещания.
В связи с организацией управления использованием РЧС на национальном уровне следует упомянуть также Закон о конкуренции и ряд других законов, чтобы завершить обзор комплексного правового подхода, принятого и используемого канадским правительством.

Прибыли и расходы

Министр промышленности определяет для всех участников управления использованием РЧС функциональные обязанности, которые в дальнейшем утверждаются генерал-губернатором. Это установлено федеральными законами: о министерстве промышленности , о радиосвязи, о радиовещании и об электросвязи. Функциональные обязанности направлены на обеспечение планомерного развития инфраструктуры и служб электросвязи Канады с целью получения доступа к радиочастотному спектру, обеспечения его заявочного распределения и регулирования его использования. Общая стоимость программы управления использованием РЧС ежегодно оценивается в объеме 61 млн. канадских долларов, а собираемые доходы , извлекаемые лицензионными сборами и от различных видов разрешительной деятельности (кроме радио и телевидения) составляют ежегодно около 209 млн. канадских долларов. Расходы на выделение полос спектра для телевидения и радиовещания составляют 13 млн. канадских долларов ежегодно, а деятельность КТРТК как регулятора в области трансляции программ телевидения и радиовещания увеличивает собираемость доходов от продажи лицензий до 101 млн. канадских долларов, ежегодно. Следовательно, ежегодно прирост собираемых доходов намного превышает административные расходы МПК, связанные с повседневной деятельностью организаций, работающих в сфере управления использованием РЧС.
Установленная плата за использование спектра в Канаде опирается  на рыночную стоимость частот или на разумное к ней приближение. Стоимость использования спектра также оценивается по его издержкам. С 1996 году в Канаде была установлена плата за использование спектра, основанная на квантах частотного спектра , выданных для использования в определенном географическом районе Канады, с учетом включения в качестве переменной величины численности населения или домохозяйств, находящихся на территории данного района. В настоящее время МПК рассматривает возможность введения н акопительного дохода от платежей (Accumulated Income Payments –AIP) или использования способа оценки э ффективности использования спектра стимулирующими назначениями цены (Spectrum Efficiency Incentive Pricing).

Структура министерства промышленности Канады

МПК, приступив к реализации программы «Ключевая стратегия и бизнес-цели в 2011-12 гг.» в 2011году, в первую очередь провело определенную структурную реорганизацию, в ходе которой, было создано несколько новых подразделений (ниже в перечне помечены * звездочкой ). Всего в составе МПК в настоящее время функционирует пятнадцать (15) структурных подразделений (секторов, отделений и офисов ) со штаб-квартирой в столице Оттаве. Организационная структура МПК, как департамента правительства, представлена на рисунке 1 и состоит из перечисленных ниже подразделений:
  • сектор науки и инноваций  Science and Innovation Sector (SIS);
  • сектор промышленный  Industry Sector (IS);
  • сектор финансового контроля и администрирования Comptrollership and Administration Sector (CAS);*
  •  сектор малого бизнеса, туризма и рынка сферы услуг  Small Business, Tourism and Marketplace Services Sector (SBTMS);
  • сектор стратегической политики  Strategic Policy Sector (SPS);
  • сектор управления распределением спектра, информационными технологиями и телекоммуникациямиSpectrum, Information Technologies and Telecommunications Sector (SITT) *;
  • управления по делам потребителей  Canadas Office of Consumer Affairs;
  • отделения развития людских ресурсов  Human Resources Branch (HRB);
  • отделения аудита и оценки  Audit and Evaluation Branch (AEB);
  • отделения коммуникаций и маркетинга  Communications and Marketing Branch (CMB);
  • канцелярии корпоративного и доверительного управления  Corporate and Portfolio Office*;
  • бюро защиты потребителя и конкуренции Канады  Competition Bureau Canada (CB). (Комиссар этого бюро регулярно направляет свои отчеты заместителю министра по административным и финансовым вопросам, а отчеты о проводимой независимой правоохранительной деятельности - в парламент, через министра промышленности);
  • управления интеллектуальной собственности Канады  Canadian Intellectual Property Office (CIPO);
  • служб юридических услуг  Legal Services (LS);
  • управлений региональных операций  Regional Operations (RO). Пять (5) региональных офисов Regional Offices управлений региональных операций замыкаются на Управление региональных операций МПК и входят в Национальный Столичный Регион (National Capital Region). Территориально региональные офисы размещены в пяти крупных городах Ванкувер, Галифакс, Монреаль, Торонто и Эдмонтон. Их возглавляют исполнительные директоры (Executive Directors). Кроме того, десять (10) субрегиональных и районных офисов управления региональных операций, территориально расположены во всех провинциях Канады.

Кроме того, на МПК замыкаются семнадцать различных национальных учреждений Канады, объединенных Портфелем компаньонов (Portfolio Partners)*:

  • Комиссия по телевидению  радиовещанию и телекоммуникациям Канады;
  • Канадское космическое агентство  Canadian Space Agency (CSA);
  • Совет по стандартам Канады  Standards Council of Canada (SCC)
  • Совет по авторским правам Канады  Copyright Board Canada (CB);
  • Совет Канады по естественным наукам и инженерным исследованиям  Natural Sciences and Engineering Research Council of Canada (NSERC);
  • Канадское агентство по измерительной технике и технологиям  Measurement Canada;
  • Федеральное агентство суперинтенданта по банкротствам  Office of the Superintendent of Bankruptcy.Superintendent of Bankruptcy;
  • Бюро портфелей и корпораций  Corporate and Portfolio Office*;
  • Фонд инноваций Канады  Canada Foundation for Innovation (CFI);
  • Банк развития бизнеса Канады  Business Development Bank of Canada (BDC);
  • Трибунал по вопросам защиты конкуренции  Registry of the Competition Tribunal;
  • Статистическое управление Канады  Statistics Canada (StatCan);
  • Комиссия по туризму Канады  Canadian Tourism Commission (CTC);
  • Специальная программа федеральных инвестиций по привлечению ученых мира в интересах промышленности Канады  Canada Research Chairs (CRC);
  • Исследовательский совет социальных и гуманитарных наук Канады  Social Sciences and Humanities Research Council of Canada (SSHRC);
  • Проект Геном Канады  Genome Canada*;
  • Центры сетей передового опыта  Networks of Centres of Excellence (NCE).

Сектор стратегической политики

Сектор стратегической политики МПК занимается юридическими вопросами:
  • совершенствования нормативно-правовой базы и выработкой регуляторных функций, касающихся инфраструктуры радиосвязи и телекоммуникаций на базе интернет - услуг корпораций Канады;
  • подготовкой рекомендаций на основании закона о телекоммуникациях для МП по полномочиям и правам, которыми наделены сотрудники Национального Исследовательского Совета и рекомендаций при необходимости, на право применения Советом решений изменить, расторгнуть или возвратить ранее принятые решения Комиссии по телевидению  радиовещанию и телекоммуникациям Канады;
  • развитием элементов сетевой инфраструктуры для заинтересованных представителей государственных и частных организаций в рамках цифровой стратегии экономики;
  • обеспечением прозрачности Интернета и упрощением отчетности его использования, которые скрыты в практике присвоений имён и номеров (Assigned Names and Numbers), а также в политике реализации доменных имен по запросам пользователей Интернета.

Сектор управления распределением спектра, информационными технологиями и телекоммуникациями

Данный сектор является ключевым подразделением МПК в организации процесса
управления использованием РЧС Канады. В текущем году деятельность сектора по управлению спектром, информационными технологиями и телекоммуникациями (сектор SITT ) осуществляется в рамках правительственного бизнес-плана, призванного максимально эффективно осуществлять распределение радиочастотного спектра преимущественно службам государственного назначения, способствовать упорядоченному развитию интернет-экономики, развивать информационные и коммуникационные технологии телекоммуникационных сетей и систем связи. Это достигается совершенствованием политики администрирования процедур и стандартов, регламентирующих деятельность канадского телевидения и радиовещания, сферу радиосвязи и деятельность сектора промышленности в целом. Укрепление глобальных телекоммуникаций в бизнес-плане определено путем подписания международных договоров и соглашений. Развитие международной коммерческой деятельности государственных учреждений и торговых структур Канады связано с их участием в международных двусторонних и многосторонних форумах.
В области надзора над рынком сектор SITT взаимодействует с регуляторными органами США и Евросоюза по вопросам установления тесных взаимоотношений на основе выработки меморандумов о взаимопонимании, с последующим соблюдением их положений. В повседневной деятельности сектор SITT:
- стремится к расширению сотрудничества с регуляторами государств-членов Организации американских государств (CITEL) и Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (APT) в области электросвязи и телекоммуникаций;
- проводит консультации по обновлению ряда положений договора между Канадой и США по совместному использованию цифрового телевизионного спектра на территориях, примыкающих к канадско-американской границе;
- продвигает сети широкополосного доступа канадскому потребителю путем внедрения новых программ и мониторинга уже действующих, расширяя зоны покрытия и содействуя развитию политики широкополосного доступа в целом;
- работает с провайдерами телекоммуникационных услуг над повышением безопасности инфраструктуры телекоммуникационных сетей и развитием стратегии сдерживания в борьбе с проблемами возникающих угроз безопасности телекоммуникаций, обеспечивая поддержку в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивает выполнение требований государственной безопасности Канады (Public Safety Canada's initiatives), создавая единую государственную межведомственную сеть информационного обмена между министерствами и ведомствами Канады и вырабатывая единую методологию оценки степени риска кибербезопасности интернет-структур;
- проводит исследования оценки спроса на радиочастотный спектр по основным радиослужбам Канады;
- корректирует Таблицу частотного плана Канады с информацией по используемым частотам в диапазоне от 3 кГц до 300 ГГц;
- проводит консультации по техническим регламентам при подготовке и проведении аукционов (в 2012 году на полосы 2500 МГц и 700 МГц). Публикует результаты этих аукционов, способствуя продвижению новых технологий подвижной службы;
- планирует поддержать принятие поправок в законопроект «О защите личной информации и электронных документов» ( the Personal Information Protection and Electronic Documents Act - PIPEDA) с целью эффективной защиты информации канадских пользователей в Интернете.
Сектор SITT активно сотрудничает с такими учреждениями, как:
- Комиссия телевидения, радиовещания и телекоммуникаций Канады;
- Управление уполномоченного по вопросам конфиденциальности приведения в исполнение канадского анти-спам законодательства и учреждения нового Центра отчетности о Спаме (Spam Reporting Centre);
- Управление по делам потребителей бизнеса и рынка в сфере государственного образования и инициативам информирования общества;
- Трибунал по защите конкуренции.
Организационная структура сектора SITT, представленная на рисунке 2, состоит из канцелярии, 6 отделений и Научно исследовательского центра связи и коммуникаций (НИЦ). Руководитель сектора SITT является старшим юристом помощником заместителя министра и подчиняется заместителю министра промышленности Канады. В секторе SITT заняты более 1000 сотрудников как в штаб-квартире в Оттаве, так и в региональных подразделениях по всей территории Канады. Рассмотрим функциональные обязанности подразделений сектора SITT (канцелярии, отделений и НИЦ).
1.Канцелярия старшего юриста помощника заместителя министраOffice of the Assistant Deputy Minister   ( ADMO ) - этот центр, решающий любые поставленные вопросы по координации и консультациям структурных подразделений сектора. Канцелярия занимается планированием, организацией и проведением брифингов, перепиской между сектором и структурами исполнительной власти. Возглавляет её старший юрист-помощник заместителя министра, который одновременно является и руководителем сектора SITT.
2. Отделение цифрового планирования экономики и координации  Digital Economy Planning and Coordination Branch ( DEPC ) выполняет функции координации, разработки, планирования и реализации цифровой стратегии экономики (Digital Economy Strategy - DES).
3. Отделение электронной торговлиElectronic Commerce Branch (ECOM) - занимается поддержкой безопасности интернет-рынка, способствует развитию политики законодательных и нормативных актов, инновационного бизнеса и конкуренции, а также обеспечивает широкополосный доступ в рамках канадской программы широкополосного доступа (the Broadband Canada program).
4. Отделение организации проектирования, планирования и отраслевых стандартов Digital Engineering , Planning and Standards Branch   ( DGEPS ) - обеспечивает эффективное и рациональное использование радиочастотного спектра и канадского спутникового орбитального ресурса. Занимается развитием телекоммуникационной инфраструктуры Канады посредством заключения договоров и международных соглашений, установления технических стандартов и регламентов, сертификацией оборудования объектов вещания, анализом безопасности телекоммуникационных сетей и обеспечением услуг средств электросвязи в чрезвычайных ситуациях.
5 . Отделение руководства политикой гармонизации и планированияGovernance , Policy Coordination and Planning Branch ( GPP ) - обеспечивает всестороннюю поддержку в выполнении планов стратегического планирования, в том числе финансового, человеческих ресурсов, управленческого учета и корпоративных назначений.
6. Отделение информационно-коммуникационных технологий  Information and Communications Technologies  Branch ( ICT ) - обеспечивает повышение стоимости продукта, экспертные оценки и продвижение опыта в канадскую индустрию ИКТ, поддерживает деятельность адвокатов-защитников, а также возглавляет программы, по развитию информационно-коммуникационных технологий.
7. Отделение управления использованием радиочастотного ресурса  Spectrum Management Operations Branch   ( DGSO ) - обеспечивает организацию эффективного использования радиочастот спектра путем разработки и внедрения регуляторных правил, продуманной стратегии управления, отработанными процедурами, процессами и стимулами, а также предоставлением инструментов и устройств, обеспечивающих совместную координацию и поддержку реализуемых программ.

Научно-исследовательский центр систем связи и коммуникаций

Научно-исследовательский центр систем связи и коммуникаций Канады (НИЦ) был создан в 1966 году согласно закону о Правительстве на территориикампуса Ширлис-Бейв пригороде Оттавы.Первоначально это была лаборатория, основанная для проведения исследований в сфере ресурсов связи и условий распространения радиоволн, а также для изучения сертификации качества радиотехнических устройств и технических характеристик систем радиовещания и передачи данных. Это способствовало развитию национального телевидения, радиовещания и деятельности отрасли связи в целом. После ряда реорганизационных изменений НИЦ как государственное учреждение, стал заниматься исследованиями мирового уровня, обеспечивая представление передовых информационно-коммуникационных технологий, содействуя реализации стратегических целей в вопросах организации регулирования канадских средств телекоммуникаций, а также обеспечивая деятельность правительства в сфере национальной обороны и госбезопасности.
Главное назначение НИЦ - поддержание канадского сектора связи, который является ведущим центром исследований федерального правительства по изысканиям новейших технологий систем электросвязи и телекоммуникаций и по широкому участию в разработках информационно-коммуникационных технологий. Основная цель деятельности НИЦ - продвижение передового научного опыта в области изысканий и проведение НИОКР-ов с целью обеспечения правительственных учреждений независимыми рекомендациями и экспертными оценками по ведущим направлениям развития государственной политики в области связи.
Основные задачи НИЦ на национальном уровне, опираются на фундаментальные знания в области экономики, совместных научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области инновационных технологий в электросвязи, телевидении, радиовещании и в сфере информационных технологий.
НИЦ в повседневной деятельности занимается:
- продвижением современных НИОКР-ов в области систем связи и телекоммуникаций, обеспечивая доступ нуждающихся к современным технологиям, экспертным оценкам и оборудованию мирового класса;
- поддержкой деятельности правительства при его взаимодействии с бизнес-клиентами в сфере национальной обороны, общественной безопасности, космических и национальных систем связи;
- формированием бизнес-портфеля для кабинета министров с лицензированными технологиями, защищенными патентами;
- подготовкой потребителям интересных коммерческих предложений, готовых к рассмотрению;
- организацией целенаправленной помощи в решении в инновационных проектов канадского сектора связи по выстраиванию партнерских связей с промышленностью; созданию промышленной разведки (building technical intelligence); поддержанию высокотехнологических предприятий малого и среднего бизнеса; работе с другими канадскими исследовательскими организациями.
НИЦ обладает наиболее полной библиотекой научно-технической информации и осуществляет выпуск регулярных бюллетеней по использованию радиочастот. Схема организации взаимодействия головных подразделений, ведущих центров исследований и структурных подразделений НИЦ приведена на рисунке 3. В этом учреждении работают около 400 сотрудников, в том числе - 240 научных работников. Годовой бюджет НИЦ в течение последнего десятилетия колеблется в пределах 50 -56 млн. долларов США.
Особое место в деятельности НИЦ играет Консультативный Совет НИЦ по вопросам систем связи и коммуникаций в составе 12 экспертов-руководителей, который обладает коллегиальными правами, позволяющими:
- решать спорные вопросы,
-вырабатывать рекомендации по условиям и критериям лицензирования сетей связи, услугам связи и работе операторов связи;
- готовить поправки в законодательные и нормативно-правовые акты;
-давать правительству рекомендации, гарантирующие справедливую конкуренцию в телекоммуникационном секторе;
- требовать вмешательства регуляторных органов в решение спорных вопросов, по контролю над деятельностью операторов связи.
В состав Консультативного Совета НИЦ входят руководители структурных подразделений Министерства промышленности, Министерства обороны, Министерства иностранных дел и международной торговли, президенты и вице-президенты федеральных учреждений и агентств, руководители частных компаний и корпораций.
Основу научно-исследовательской структуры НИЦ составляют четыре головных центра исследований, распределение деятельности которых, базируется на позициях по изучению спутниковых систем связи и распространения радиоволн; широкополосного беспроводного доступа; телевидения и радиовещания; и каналов транспортировки информации по ВОЛС (волоконно-оптическим линиям связи) и выдаче экспертных оценок о механизме передачи и доставки информации потребителям по всей территории Канады.

Головной центр исследований в области спутниковых систем связи и изучения условий распространения радиоволн

Деятельностью центра руководит вице-президент НИЦ. Программы исследований в области космической инженерии проводимые центром, включают три области:
  • научно-исследовательские разработки;
  • конструирование космической техники;
  • развитие технологических подсистем.

Руководствуясь долгосрочным Планом космической деятельности Канады (Canadian Space Plan), центр организует разработку программ и конструирование значительной части компонентов национальных спутниковых систем связи (ССС) в рамках заказов Канадского космического агентства, эксплуатации и управления орбитами спутников дистанционного зондирования. Центр, занимаясь НИОКР-ами и программами в области исследований ССС осуществляет решение любых задач в области исследований и разработок военных ССС, поставленных по прямому указанию Министерства обороны. Сфера интересов включает информацию по обработке сигналов, созданию военных ССС Канады, конструированию спутников для систем связи и антенных систем. Кроме того, в функции центра входит разработка перспективных ССС с целью осуществления качественного обслуживания спутников дистанционного зондирования в области моделирования траекторий движения, и/или методов управления аппаратами на орбите, а также разработку программ получения/передачи информации с/на орбиты в реальном масштабе времени.
Группа  конструирования космической техники и спутниковой связи, входящая в
состав центра, нацелена на исследования, направленные на обогащение аналитическими знаниями и экспертными оценками проектируемых ССС различного назначения. Они способствуют продвижению новых технологий в области создания космических летательных аппаратов и подсистем, а также выполняют заказы министерства промышленности Канады, министерства обороны и Канадского космического агентства. Группа занимает ключевую позицию в наработке опыта конструирования подсистем управления аппаратами на негеостационарных орбитах (НГО), анализирует работу различных спутниковых систем связи, при планировании и координировании работ с новыми, перспективными спутниковыми аппаратами в интересах министерства промышленности Канады в целом и космической отрасли в частности.
Специалисты Группы развития технологических подсистем занимаются изучением
и разработкой инновационных технологий управления подсистемами действующих космических аппаратов и созданием новых ССС, а также оказанием помощи канадской космической отрасли путем внедрения передовых технологии, взаимодействия и сотрудничества с национальными университетами, секторами и отраслями промышленности.

Головной центр исследований в области технологий сетей широкополосного беспроводного доступа

Деятельностью этого центра руководит вице-президент НИЦ, руководитель программ НИОКР, ориентированных на решение таких вопросов, как совместимость проводных и беспроводных систем; сетевые стандарты безопасности связи; конвергенция средств связи, телевидения, радиовещания и компьютерных технологий.

Головной центр исследований в области технологий наземных беспроводных систем связи

Деятельностью центра руководит вице-президент НИЦ, руководитель инновационных программ НИОКР, которые ориентированы на разработку концепций, формируемых из уникальных технологий производства устройств, работающих в фиксированной и подвижной радиослужбах на основе беспроводных систем связи. Сфера научных интересов центра в области беспроводных систем связи распространяется на вооруженные силы Канады, мультимедийные системы общего пользования, коммуникационные технологии национального использования и универсальные системы голосовой связи, а также на передовые технологии в области ССС.

Головной центр исследований в области технологий телевизионного и радиовещания

Деятельностью данного центра управляет вице-президент НИЦ, руководитель программ НИОКР в области передовых технологий телевизионного и радиовещания, которые включают видео и цифровое телевидение (DTV), цифровое радиовещание (DRB), службы отбора данных (data casting services) для земных и эфирных каналов, ССС, кабельные, радиорелейные системы распределения (multipoint distribution system - MDS) каналов, и локальные многоточечные системы связи (local multipoint communications systems -LMCS).
В состав НИЦ также входит бюро трансфер-технологий НИЦ Канады. По
состоянию на 2012 год ими был подготовлен портфель с трансфер-технологиями, содержащий:

  • 372 Лицензии;
  • 246 Патентов;
  • 82 Совместных НИОКР;
  • 64 Технологии развития и тестирования;
  • 83 Соглашения о неразглашении информации.

Еще одной подведомственной структурой НИЦ является инновационный центр (CRC
Innovation Centre). С момента создания в 1994 году, инновационный центр НИЦ занимается оказанием помощи в создании новых компаний, а также в развитии уже действующим канадским компаниям, способствуя расширению их потенциала посредством внедрения инкубационных технологий. Данный инновационный центр является профессиональным учителем для компаний, которые только начинают свою деятельность, целенаправленно помогая им в выполнении НИОКР-ов, экспертными оценками и подбором технологического оборудования, при создании технологических линий по производству инновационной продукции. А действующие в НИЦ координаторы по вопросам науки и техники в сфере ИКТ являются теми контактными лицами, которые занимаются пропагандой и распространением информации о НИОКР-ах, как на международном уровне, так и внутри страны. Правительство Канады заинтересовано в повседневной работе этих координаторов с компаниями, чей растущий потенциал способен обеспечить ускорение внедрения НИОКР-ов в сферу ИКТ.
Всю необходимую информацию НИЦ публикует на страницах правительственного
печатного издания «Канадский вестник». В нем публикуются уведомления об официальных должностных назначениях, о поправках, вносимых в нормативные документы, о государственных законах, принимаемых Парламентом по представлению государственных учреждений и агентств, а также иная, необходимая справочная информация/документация.
Сайт министерства иностранных дел и международной торговли в области науки и техники контролирует и корректирует список всех соглашений Канады в данной сфере, которые размещаются на сайте. http://www.infoexport.gc.ca/science/agreements-en.htm.
В настоящее время НИЦ занимается исследованиями в области:

  • усовершенствования антенных технологий;
  • распространения радиоволн;
  • радиосвязи;
  • обработки сигналов связи;
  • широкополосных сетей беспроводного доступа и их применениями;
  • электромагнитной совместимости;
  • интегрированной электроники;
  • спутниковых систем связи;
  • телевидения и радиовещания;
  • видео/аудио обработки и кодирования сигнала;
  • сенсорных сетей;
  • микроэлектроники и оптоэлектроники;
  • перспективных фотонных компонентов.

Экономика НИЦ Канады

Финансовый отчет НИЦ Канады за 2009-2010 годы состоит из доходной и расходной частей (все цифры в млн. долларов США).
Доходная часть состоит из следующих источников финансовых средств       - 56,7 :
- государственное финансирование Министерства промышленности Канады           – 39,7;
- государственное финансирование других министерств и ведомств Канады, заказывающих в НИЦ работы по исследованиям, в области телекоммуникаций, телевидения и радиовещания -                                                                                       - 13,5;
- средства, заработанные на подписании контрактов и выдаче лицензий                     - 3,5.

Расходная часть состоит из следующих статей расходов                               – 56, 2:
- средства, затраченные на проведение исследовательской деятельности                  - 37,1;
- средства, затраченные на корпоративное обслуживание (в том числе и на оплату труда сотрудников)                                                                                                                                    - 2,0;
- средства, затраченные на эксплуатацию и обслуживание кампуса                          - 17,1.

Подводя итог, следует отметить, что правительство Канады, в условиях либерального развития рынка и внедрения технологически нейтрального лицензирования, осуществляет государственное регулирование радиочастотного спектра и отрасли связи в целом тем самым, обеспечивает гибкое и эффективное управление национальным радиочастотным ресурсом и стимулирует рынок телекоммуникаций, телевидения и радиовещания.

Источники информации

1. http://www.canada.gc.ca/aboutcanada-ausujetcanada/science/innovation-eng.html
2. http://www.crc.gc.ca/en/html/crc/home/home Communications Research Centre Canada
3. www.crc.gc.ca/spectrum-explorer The spectrum monitoring technologies
4. http://www.3dnews.ru/tags/FPGA
5. http://www.cipo.ic.gc.ca/eic/site/cipointernet-internetopic.nsf/eng/Home?OpenDocument
6. http://www.ic.gc.ca/eic/site/ic1.nsf/eng/h_00077.html
7. http://www.ic.gc.ca/spectrum
8. http://laws-lois.justice.gc.ca/eng/Glossary
9. http://www.canada.gc.ca/home.html
10. http://www.gg.ca/pdf/CoA_Johnston_factsheetOct2010.pdf
11. http://www.pm.gc.ca/grfx/docs/Cab_committee-comite.pdf
12. http://www.parl.gc.ca/Default.aspx?Language=E
13. http://www.crtc.gc.ca
14. http://strategis.gc.ca/spectrum
15. http://www.rcip-chin.gc.ca/index-eng.jsp   The Canadian Heritage Information Network
16. http://www.crtc.gc.ca/eng/home-accueil.htm     Canadian Radio-television and Telecommunications Commission
17. http://www.nrc-cnrc.gc.ca/eng/about/index.html    National Research Council Canada
18. http://www.gazette.gc.ca/rp-pr/p1/index-eng.html   -  Canada Gazette
19. http://www.international.gc.ca/about-a_propos/notices-avis.aspx?lang=eng&view=d
20. http://www.nrc-cnrc.gc.ca/obj/nrc-cnrc/doc/sectors-secteurs/sectors_e.pdf