Версия для слабовидящих

Бразилия: регулятор и операторы страны действуют сообща

Бразилия: регулятор и операторы страны действуют сообща

Федеральное правительство Бразилии стремится распределить часть спектра в диапазоне 700 МГц для услуг связи мобильного широкополосного доступа (ШПД). Несмотря на недовольство вещательных компаний (ретрансляции телевизионных каналов от 52 до 69) и опасения министерства обороны (владеют блоком 2х5 МГц), регулятор использования РЧС Бразилии Anatel активно проводит общественные консультации с заинтересованными сторонами по возможности перераспределения полосы частот 698-806 МГц. В 2012 году регулирующими органами планировалось выставить на реализацию полосу частот 746-806 МГц (60-69 ТВ-каналы), но затем было принято решение ее увеличить.

Таким образом, регулятор выпустил новый документ для обсуждения, где рассматривается возможность реализации спектра по плану Азиатско-Тихоокеанского сообщества – АРТ (схема 5):

Согласно документу Anatel, спектр в диапазоне 700 МГц может быть предложен заинтересованным сторонам в связи с тем, что:

1. Будет осуществлен переход наземного вещания с аналогового на цифровое. Отметим, что первоначально Правительство планировала осуществить переход в 2016 году, но уже сейчас Министр связи Бразилии Пауло Бернардо (Paulo Bernardo), выступая в Порту-Алегри, заявил, что если в некоторых городах будут достигнуты условия для работы 4G в диапазоне 700 МГц уже в 2015 году, переход будет осуществлен раньше запланированного срока.

2. Растёт  потребность в стандартизованных мобильных широкополосных системах связи, которая нуждается в создании единой сетевой инфраструктуры.

3. Бразилия является страной континентального масштаба, а значит, требует особого подхода при планировании покрытия услугами связи ШПД всей территории страны.

Регулятор отмечает, что прежде, чем начать аукцион, необходимо завершить исследования реинжиниринга каналов и получить максимально четкие ответы от заинтересованных сторон по предстоящей реализации полосы частот, выявить примерное число заинтересованных сторон. После того, как консультационные периоды будут завершены, необходимые исследования будут окончены, регулятор назначит дату аукциона. По прогнозу Министра связи Пауло Бернардо, аукцион ожидается в феврале-марте 2014 года.

Что касается условий аукциона, то они пока освещены очень скупо:

– лицензии будут реализованы блоками по 2х5 МГц (но есть предложения по увеличению блоков до 2х15 МГц);

– максимально количество спектра на претендента не должно превышать 2х20 МГц.

В рамках очередного консультационного периода (21.02.13 – 07.04.13) 27 марта 2013 года Anatel провел публичные слушания по вопросу «Условия использования радиочастот в полосе 698-806 МГц». В мероприятии приняли участие 120 человек, в том числе представители министерства обороны. В общей сложности, конструктивных комментариев и предложений в устной форме было сделано 16, в письменной – 3. Комментарии и предложения принимались до 14 апреля 2013 года посредством интерактивной системы мониторинга.

Помимо консультаций по распределению радиочастотного спектра в диапазоне 700 МГц, регулятор Anatel контролирует выполнение своего постановления в отношении операторов MMDS. Дело в том, что согласно решениям на международном уровне в диапазоне 2500-2690 МГц необходимо развернуть сети 4G, которые по планам регулятора должны стартовать в режиме FDD LTE, а диапазон 2570-2620 МГц должен использоваться MMDS-сетями. Постановлением предусмотрено, что с 30 июня 2013 года операторы MMDS смогут использовать частоты на вторичной основе (на первичной – сети LTE), а затем должны полностью осуществить переход и освободить занимаемые частоты (к моменту проведения Чемпионат мира по футболу ФИФА, до 31 декабря 2014 года). Таким образом, еще с 2010 года регулятор Anatel особым образом ведет контроль над выдачей новых лицензий и продлением «старых». В результате, после аукциона 2012 года, где распределили лицензии на частоты в полосе 2,5-2,6 ГГц, новые обладатели лицензий получили юридическое право на развертывание сети LTE сначала в тестовом режиме, а затем (до конца 2013 года) перейти на коммерческую эксплуатацию. Особое внимание уделялось строительству сети LTE на тех территориях, где будет проводиться Кубок конфедераций по футболу и где планируется Чемпионат мира по футболу ФИФА, этапы Кубка мира.

Регулятор всячески пытается помогать операторам в скорейшем строительстве сети LTE. Так, например, государственный орган, отвечающий за регулирование импортных пошлин, принял решение о снижении до 2% ставок таможенной пошлины на новое телекоммуникационное оборудование, предназначенное для LTE сетей (FDD и TDD). Изменения будут действовать до 30 июня 2014 года и распространяются на оборудование, рассчитанное на работу сетей в диапазонах от 700 МГц до 2,6 ГГц. Таким образом, регулятор заранее простимулировал интерес операторов к готовящемуся аукциону, о котором говорилось ранее по тексту.

Тем не менее, вопрос с лицензиями MMDS и LTE все также остается на контроле. Anatel принял решение вмешаться. Хоть ранее и предполагалось, что заинтересованные и простимулированные новые обладатели лицензий (на строительство сети LTE) поспешат поскорее «избавиться» от операторов MMDS посредством досрочного освобождения теми необходимых частот за определенные гонорары, но этого не произошло. В результате регулятор принял Решение от 1 марта 2013 года, что если операторы MMDS не ускорят свой переход на другие частоты, то срок действия выданных им лицензий будет приостановлен, а базовые станции закрыты. По мнению регулятора, операторы MMDS не торопятся уступать свои лицензии из-за того, что сроки преувеличены (30 июня 2013 года), поэтому решил сократить время перехода с одних частот на другие. Теперь операторы MMDS должны осуществить переход на другие частоты в середине апреля 2013 года. В случае если оператор MMDS не успевает осуществить переход в срок, то платит штраф в размере R$200,000 за каждый день отсрочки. Отметим, что согласно постановлению регулятора в ходе перехода на другие частоты операторы MMDS должны информировать своих клиентов о возможных нарушениях или задержках и заранее предложить альтернативу.

Нельзя сказать, что усилия регулятора Бразилии в отношении действующих операторов идут в одностороннем порядке. Операторы Бразилии не находятся в состоянии ожидания и стагнации.

Более того, они уверяют, что создают уникальный проект, который будет трендом во всей Латинской Америке. Речь идет о подписании двусторонних соглашений (при поддержке регулятора) операторами, обладающими достаточным частотным ресурсом для строительства сети LTE.

Можно выделить три фактора, которые влияют на подписание таких соглашений:

1 – уменьшение расходов при строительстве сети (использование меньшего количества базовых станций);

2 – увеличение темпов роста доходов;

3 – желание сократить время выхода на рынок с новыми предложениями (на данном этапе - с технологией LTE).

Таким образом, операторы TIM Brasil и Oi SA подписали соглашение от 4 марта 2013 года, действующее при строительстве сети LTE на тех территориях, где будет проходить Кубок конфедераций по футболу: города Бело-Оризонте (Belo Horizonte), Бразилиа (Brasilia), Форталеза (Fortaleza), Ресифи (Recife), Рио-де-Жанейро (Rio de Janeiro) и Сальвадор (Salvador). Зафиксированы договоренности по поводу раздельного финансирования тех или иных сделок, предусмотрен механизм двустороннего урегулирования конфликтных ситуаций, есть возможности внесения изменений и их расторжения в определенных ситуациях.

В совместном заявлении операторов говорится, что такой подход поможет уменьшить затраты на 40-60%, что даст им дополнительную конкурентоспособность относительно других операторов.

Ожидается, что новая сеть LTE уже будет работоспособна в апреле 2013 года, а значит ещё останется время для тестирования, - соревнования начнутся в июне текущего года.

Несколькими днями ранее соглашение по поводу использования "общей инфраструктуры" в Бразилии подписали другие операторы: Telefônica (бренд Vivo) и América Móvil (бренд Claro). В отличие от договора TIM-Oi в это соглашение также вошли и договоренности о совместном использовании LTE-спектра на всей территории Бразилии.

Обзор материала по зарубежной печати с 05.03.13 по 01.04.13 года